+7 (8617) 26 70 70 Новороссийск

Генеральный директор ООО «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд о проекте ФЦП «Развитие транспортной системы»

10 июля 2015

Член президиума генсовета «Деловой России», гендиректор ООО «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд – о проекте ФЦП «Развитие транспортной системы (2010-2020 гг.)».

Транспорт, хотя и вписан в проекты комплексного развития территорий, развивается позже промышленных объектов и жилищного строительства, идет следом, всегда запаздывая. Правильно ли это? В публичном пространстве представлен проект корректировки федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы (2010-2020 гг.)». С момента ее утверждения (декабрь 2001 года) она 27 раз пересматривалась, вносились изменения в индикаторы и показатели эффективности реализации, уточнялись параметры финансирования. Из последних изменений – внесены решения по строительству железнодорожной инфраструктуры сухогрузного района морского порта «Тамань», одного из примеров государственно-частного партнерства в портах Азовско-Черноморского бассейна.

Параметры финансирования ФЦП изменяются снова. Ничего трагического в этом не вижу. Правильное решение: усложнилась общеэкономическая ситуация, следовательно, и ФЦП должна скорректироваться. Надо считаться с реалиями. Минтранс намерен не только секвестировать расходы федерального бюджета на 375,1 млрд руб., но и перераспределить средства внутри программы. На реализацию ФЦП бюджеты субъектов РФ потратят на 3 млрд руб. меньше, и на 600 млрд меньше будет привлечено средств из внебюджетных источников.

Событие ожидаемое и достаточно неприятное для всех, кто связан с Новороссийском, потому что секвестр прошелся по строительству объектов железнодорожной инфраструктуры Новороссийского транспортного узла (НТУ), а это морской, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорты. Комплексное развитие НТУ – так называлась подпрограмма с общим объемом финансирования в 120 млрд руб. (федеральный бюджет готов был внести 48,5 млрд руб., субъекты РФ – 510,6 млн руб., из внебюджетных источников предполагалось 71,2 млрд руб.). Конечно же, внебюджетные источники подпрограммы – это средства ОАО «Новороссийский морской торговый порт», принадлежащего крупнейшей группе НМТП. Государственно-частное партнерство в рамках таких подпрограмм – участие федерального бюджета вместе со стивидорами.

Недостаток железнодорожной инфраструктуры, разумеется, сдерживает развитие порта. Все работающие в транспортно-логистической сфере Юга России заинтересованы в повышении грузооборота глубоководного и незамерзающего порта, крупнейшего в стране.

Теперь собственно о проблеме, хорошо знакомой новороссийцам. Железнодорожные переезды у порта создают нагрузки на улично-дорожную сеть города, отсюда – страшные пробки. В связи с этим появился у меня серьезный вопрос: можно ли генпланы городов как-то увязывать с госпрограммами и ФЦП, создавая иной уровень взаимодействия федерального, регионального, городского бюджетов, инвестиций государственных и частных компаний?

Транспорт, хотя и вписан в проекты комплексного развития территорий, идет следом, значительно запаздывая. Развивается после завершения промышленных объектов и комплексного освоения территорий. Никогда не соответствует задачам времени и никогда не развивается на опережение. Дорога Цемдолина – ул. Портовая с путепроводом на улице Магистральная, авторазвязка юго-восточного района порта со съездами к предприятиям, расположенным в порту, – автодорожная составляющая НТУ. По логике вещей, она должна быть тесно увязана и с перспективой роста перевалки в порту, и с номенклатурой грузов (особенно для интермодальных перевозок), и с прогнозным ростом автомобилизации Новороссийска. Уже сейчас у властей должно быть понимание, сколько может стоить проезд, если пользование участками дорог предполагается платным, правильно ли впишется проект в городскую и региональную инфраструктуру и транспортные потоки, будут ли ликвидированы «узкие горлышки». Достаточно посмотреть на длинные пробки у пунктов взимания оплаты перед платными участками автомагистрали М-4 «Дон» в летнее время, чтобы понять просчеты проектировщиков, федеральных властей и дорожников. Причем, просчеты не фатальные, легко устранимые. Но не устраняемые...

С точки зрения новороссийского водителя не будет особой разницы –простаивать, как сейчас, перед шлагбаумом железнодорожного переезда или у терминала оплаты.

Ну и снова о координации всех участников процесса. Отчет о реализации ФЦП «Развитие транспортной системы» за первый квартал 2015 года, форма №2 «Обобщенные сведения о финансировании ФЦП, ходе заключения контрактов и выполнения мероприятий ФЦП». Интересующая нас подпрограмма «Железнодорожный транспорт», раздел «Капитальные вложения», строка 2.2. «Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты». При бюджетном назначении на 2015 год в 2 млрд руб. по этой строке за одну четвертую часть года освоено 0,0 руб. Серьезная цифра, что и говорить.

Да, рынок внешних заимствований к крупным российским компаниям уже не лоялен. Бюджеты субъектов РФ несут серьезную социальную нагрузку. Муниципалитеты традиционно жалуются на скудость налогооблагаемой базы. Самое время подумать: до недавнего времени все источники роста заключались в финансовых возможностях государства. Наверное, на некоторое, возможно, продолжительное, время ситуация изменится. Если бы деловая активность рассматривалась как важный акселератор, обеспечивающий благополучие территории, то не придавливался бы бизнес налогами и проверками. Власти регионов и городов могли бы участвовать в крупных федеральных проектах вместе с государственными и частными компаниями – в интересах государства, бизнеса и граждан.

Источник: http://deloros.ru/v-interesah-gosudarstva-biznesa-i-grazhdan.html